Мытищинская районная картинная галерея предлагает вашему вниманию занятия по народной культуре для детей.
Программа духовно-нравственного воспитания учащихся 1-5 классов «РОДНИК».
Автор и ведущая курса — преподаватель ИЗО и Народных ремёсел в гимназии №16 Любовь Белокопытова.
Программа курса развивающих занятий по народной культуре «Родник» обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре. Занятия рассчитаны на детей в возрасте 7-11 лет. Изучение курса направлено на сохранение живого наследия народа, которое рассматривается как часть современной жизни.
Единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах и оценках людей, которые перенимают дети. Получить эстетическую оценку окружающих явлений жизни детям помогает изучение народных пословиц, поговорок, русских народных сказок, мифологических образов, в которых заключается народная мудрость. Образы устного народного творчества обогащают и дополняют игровую, музыкальную и художественно-творческую деятельность.
Занятия построены на интеграции разных видов искусства: музыкального, декоративно-прикладного, мифологии, изобразительного искусства и художественного труда.
Цель: развивать интерес к традициям народной культуры, базирующийся на понимании художественно-образного языка; формировать у учащихся восприятие целостности мира народной культуры через понимание мировоззрения древнего человека; знакомить с принципами трансформации традиционной народной культуры в современный мир.
Задачи:
- осознание традиционной народной культуры как многофункционального, необходимого в жизни человека предметного окружения;
- развитие исторической памяти, эмоциональной отзывчивости, уважения к труду народного мастера;
- формирование знаний о развитии художественно-образного строя в различных видах традиционной и современной художественной культуре;
- развитие практических умений (изобразительных, пластических, исполнительских) в процессе создания художественного образа;
- развитие творческого воображения и мышления;
- воспитание духовно-нравственного начала личности в процессе комплексного освоения народной культуры.
Учебный курс «Родник» задуман как органическая часть всей системы художественного образования и эстетического воспитания на материале народного искусства в общеобразовательной школе и методический разработок «Школы народной культуры им. Т.А. Пигиловой». Изучение предмета «Народная культура» предполагает теоретический и практический курс обучения, ведущийся по четырем направлениям:
1. «Основы художественного изображения»
Развивает эмоционально-эстетическую сферу личности ребёнка, понимание того, что все виды изображения связаны с природой.
2. «Знакомство с народным календарем, праздниками, музыкальным фольклором»
Эти занятия знакомят учащихся с кругом вращения Солнца, изменениями в Природе, с Земледельческим народным календарем. Годовой цикл праздников подводит учащихся к пониманию бесконечной жизни в природе, о долге человека, успеть в «свой круг жизни», оставить на Земле лучшую память о себе
3. «Знакомство с устным народным творчеством»
Ставит целью глубже осознать разные жанры народного фольклора: колыбельные песни, частушки, потешки, народные предания, легенды, сказки.
4. «Традиционные народные ремесла»
Включает в себя обучение учащихся простейшим навыкам и приемам работы с различными материалами: глиной, тканью, природным материалом, в технике «тестопластика» и «бумагопластика» и т.д., по мотивам декоративно-прикладного искусства народов России.
Занятия по программе курса развивающих занятий «Родник» рассчитаны на учащихся 1-5 классов, наполняемость группы 12-15 человек, продолжительность занятий 2 часа, с периодичностью один раз в неделю.
В результате изучения данного предмета, у учащихся должно сложиться целостное представление о народной культуре, ее разнообразии, традициях, богатстве, красоте и силе духа русского человека, о гордости за Великую страну-Россию, о месте русской культуры в мировой цивилизации. А также появиться желание использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование занятий по народной культуре
(32 занятия)
№п/п |
Дата |
Тема |
Результат деятельности |
Художественныематериалы |
1. |
Октябрь4 занятия |
1.Параскева-пятница. | Кукла-льняница. | Льняное волокно, цветные лоскутки, нитки, гуашь |
2.Пермогорская роспись по дереву. | Кисти беличьи | |||
3.Роспись изделия. | Роспись тарелки из картона. | Белая бумага, тарелка из картона. | ||
4.Символы стихий в народном орнаменте. | Декоративное рисование. | Фломастеры, цветные карандаши. | ||
2. |
Ноябрь 4занятия |
1.Кузьминки (кузнечное дело) | Вырезание из бумаги («выцинанки»). | Цветная бумага, ножницы, клей. |
2.Осень – время свадеб. | Тряпичные куклы-неразлучки. | Цветные лоскутки. | ||
3.Северная глиняная игрушка. | Лепка и роспись игрушки из глины. | Глина, гуашь, кисти беличьи. | ||
4.Роспись игрушки. | Гуашь, кисти беличьи. | |||
3. |
Декабрь 4 занятия |
1.Наум-грамотник (гуслицкая роспись). | Закладка для книги. | Бумага белая, гуашь, кисти беличьи. |
2.Зимние святки. | Открытка к Рождеству. | Цветная бумага, белая бумага. Ножницы, клей | ||
3.Рождественский ангел. | Знакомство и подготовка. | Ржаное тесто. | ||
4.Архангельские козули. | Традиционная выпечка. | Ржаное тесто. | ||
4. |
Январь 4 занятия |
1. Подарок с пожеланием добра. | Тряпичная кукла «Благодать». | Цветные лоскутки. |
2. «Древо Жизни». | Вырезание из бумаги («выцинанки»). | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
3. Мезенская роспись по дереву. | Роспись разделочной доски. | Глина, гуашь, кисти беличьи. | ||
4. Роспись заготовки из дерева. | ||||
5. |
Февраль 4 занятия |
1.Февраль – лютый. | Тряпичная кукла «Лихоманка». | Цветные лоскутки. |
2.Банченый веник. | Символ масленицы. | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
3-4.Масленичный балаган. | Роспись матрёшки. | Глина, гуашь, кисти беличьи. | ||
6. |
Март 4 занятия |
1.Встреча весны. | Традиционная выпечка . | Ржаное тесто. |
2-3.Скопа – птица сказочная. | Скопинская керамика. | Пластик, пластилин, гуашь,кисти беличьи. | ||
4.Каргопольские тетёрки. | Традиционная выпечка. | Лепка из пластилина. | ||
7. |
Апрель 4 занятия |
1.Символы Пасхи. | Пасхальный голубок. | Цветные лоскутки. |
2.Открытка к празднику Пасхи. | Вырезание из бумаги («выцинанки»). | Цветная бумага, ножницы, клей. | ||
3-4. Роспись пасхального яйца. | Роспись заготовки из дерева. | Гуашь, кисти беличьи. | ||
8. |
Май 4 занятия |
1-2.Хлудневская гремотуха. | Глиняная игрушка (лепка, роспись). | Глина, гуашь, кисти беличьи. |
3-4.Жостовские букеты. | Бумагопластика. | Белая, цветная бумага,клей, гуашь, кисти. |
Стоимость одного занятий (2 академических часа) — 350 рублей
Стоимость абонемента на месяц (4 занятия) — 1 400 рублей
Занятия проходят по четвергам.
в 16:30
Взрослые по желанию также могут принять участие в занятиях