22 января — 28 февраля
Открытие 22 января в 16:00
Экспозиция представляет произведения народных мастеров из дерева (в основном игрушек и скульптур) разных стран и различных художественных центров России, как сложившихся в промыслы, так и, работы отдельных творцов, а также массовые изделия некоторых современных предприятий.
Выставка организована «Музеем игрушек Александра Грекова» частным учреждением культуры и искусства, основанном в 2015 г. известным исследователем в области народного искусства, заслуженным деятелем искусств России, членом-корреспондентом Российской академии художеств А.У. Грековым на основе его значительной коллекции, собранной на протяжении минувшего тридцатилетия. Значительное место в ней занимают произведения из дерева, представленные сегодня вниманию зрителей.
Дерево обладает особой притягательностью и магической силой. Недаром философы Китая считали его первичным элементом, ведь дерево – порождение огня, энергии солнечного света. Оно запасает эту энергию и отдаёт её. Костёр, очаг – всё, что согревает, отождествляется с домом, — исходит от дерева.
С деревом связан мифологический архетип — Мировое древо или Вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней. Некоторые философы трактуют Мировое древо расширительно, отождествляя его с Мировой осью во всех её вариантах. При таком подходе любое изображение дерева в культуре рассматривается как отсылка к Мировому древу.
Древние народные представления о мире заключены в произведениях из дерева. Женская фигурка, конь и птица – традиционные персонажи, имеющие глубокие исторические корни и параллели, широко представлены в творчестве различных народов мира.
В первом зале демонстрируются игрушки и скульптуры Чехии, Польши, Германии, Дании, Швеции, Швейцарии, Испании, Болгарии, Кипра, стран Балтии, Японии, Индии, Кении, Мадагаскара, Таиланда, Мексики, США… Все они обладают собственным образным строем, и в каждом произведении выявляется своё национальное отношение к дереву как к материалу, просматриваются личные приоритеты.
Например, саксонские города Зайфен и близлежащий Ольбернхау в Рудных горах – традиционные центры мастеров-резчиков по дереву, которые делают фигурки ангелочков, гномов, шахтёров, щелкунчиков, курильщиков и другие деревянные рождественские игрушки. Конечно, сегодня и немецкие магазины завалены дешёвой стилизацией под зайфенские игрушки, однако истинные ценители утверждают, что только настоящее изделие местных мастеров обладает особой притягательностью, потому что вырезано вручную, а не выполнено на токарном станке где-нибудь в Гонконге. Именно поэтому в Зайфен приезжает множество людей со всего света, чтобы купить подлинные произведения немецкого народного искусства и посетить знаменитый музей деревянной игрушки.
В Германии сохранились и другие знаменитые центры резьбы по дереву, такие как, например, Зонеберг, Оберамергау, Ротенбург-на-Таубере и Берхстесгаден. Так, например, в маленькой альпийской деревушке Берхтесгаден, известной своими соляными копями и в близлежащей деревне Шонау на сегодняшний день работает более 50 семейных производств. Многочисленные магазинчики торгуют резными деревянными скульптурами с распятиями Христа и религиозными сценами.
Трудно описать все мировые точки, где создают изделия из дерева. Это и Бринц в Швейцарии, и Сказов в Чехии, и Валь-Гардена с коммунами Ортизей (Санкт-Ульрих) и Сельва-ди-Валь-Гардена (Волькенштейн) в Доломитовых Альпах в Италии, Киото, Нара, Кагосима в Японии и многие-многие другие центры народного искусства. Некоторые из них представлены в настоящей экспозиции.
В Японии дерево тоже всенародно любимо. Из него здесь создают знаменитые токарные фигурки божка «фукуруку-дзю», или в просторечье, «фукурумы», ставшего прародителем русской матрёшки, а также традиционные изображения девочек «кокэси» (в переводе «вычеркнутое, забытое дитя»), которыми славятся разные префектуры, вносящие в традиционную форму свои местные локальные черты. На нашей выставке – несколько подобных фигурок.
Второй зал посвящён российской народной игрушке и скульптуре из дерева. Это традиционные центры: Сергиев Посад, Богородское, Хотьково, Подольск и Бабенки под Москвой, Тверь и Пенза в центральной России, Семёнов, Сёмино, Федосеево, Полховский Майдан, Городец и Новинки Нижегородской области, Вологда, Череповец, Архангельск, Каргополь, Койда и другие населённые пункты Русского Севера.
Особым своеобразием отличаются резные композиции из Подлесной Тавлы в Мордовии – молодого промысла, получившего своё распространение в 1960-е гг., но уже завоевавшего любовь знатоков и любителей народного искусства, изделия из капа и сувеля мастеров столицы Удмуртии – Ижевска.
В отдельный раздел выставки выделена религиозная пластика богородского резчика О.И. Михайлова (фигуры святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, мученицы Елизаветы), и мастеров Сергиева Посада, Твери и Ниловой Пустыни с традиционными резными изображениями святого Нила Столобенского.
Настоящая экспозиция была бы неполной если бы не позволила представить в ней произведения живописи так или иначе отражающих означенную тему в искусстве. Современные российские художники в своём творчестве постоянно приникают к живоностному источнику народного искусства, стремясь запечатлеть деревянные памятники архитектуры, интерьеры народного жилища, предметы утвари. Среди этих мастеров выделяется личность народного художника России, секретаря Союза художников России Валерия Павловича Полотнова, который стремится запечатлеть уголки русской провинции, где ещё сохранились памятники Деревянной Руси.
Таким образом, настоящая выставка «Многоликое дерево» призвана ещё раз обратить внимание зрителей на этот удивительный природный материал, представив его в разных формах, пробудить у посетителей интерес к возможному поиску параллельных явлений в России и за ее пределами, а также к созиданию собственных творческих произведений.