Японское искусство

 

Harumi Nakashima. «Struggling Form»

18 июля — 8 сентября.

 «Современное японское декоративно-прикладное искусство».
Выставка организована Японским фондом (Japan Fondation) при поддержке Посольства Японии. Вниманию зрителей  представлены 62 экспоната из таких материалов как фарфор, керамика, дерево, бронза, стекло .
Для экспозиции  ведущие японские мастера декоративно-прикладного  искусства предоставили свои работы, среди которых есть несколько произведений иимеющих статус «Национального живого сокровища Японии». Уникальность  этой выставки еще и в том, что в России она будет представлена только в Мытищах.

«С древних пор и на протяжении веков японское прикладное искусство испытывало  различные воздействия  со стороны зарубежных стран, в частности, Китая и Кореи.

Оно развивалось, постепенно впитывая эти воздействия и придавая им японские черты, и рождало произведения, отражающие чисто японское эстетическое восприятие. В современную эпоху, сопровождающуюся стремительным внедрением западноевропейской социальной системы и культуры, на передний план в японском прикладном искусстве выходят художники, которые не просто воссоздают форму и декоративное оформление, унаследованные от предыдущих поколений, но воплощают в своих произведениях собственное эстетическое восприятие.
Для творчества эти художники истребовали каждый свою собственную почву. В этом многообразии есть те, кто сделал основой творчества традиционный взгляд на прикладное искусство; некоторые воплощают художественные идеи и формы Европы и Америки, такие, как арт-деко и конструктивизм; есть и такие, кто ставит во главу угла возможность применения своих произведений в повседневной жизни и, делая акцент на  функциональности, в то же время наполняют их духом творчества. Есть и те, кто стоит на позициях авангарда, пытаясь воплотить в конкретные формы новые художественные идеи, и те, кто пытается переосмыслить сущность самих материалов.


После Второй мировой войны, когда система ценностей японцев стала более многообразной, прикладное искусство тоже стало развиваться более сложными путями и дало множество ветвей в самых разных направлениях, настолько разных, что перечислить характерные черты каждого из них или выделить общие моменты считается невозможным. Тем не менее, даже в современном японском прикладном искусстве, представляющемся россыпью различных направлений, можно определить несколько общих моментов. Именно эти общие моменты и определяют, иначе говоря, состояние современного прикладного искусства Японии.
Для того, чтобы обеспечить понимание широкого спектра всего многообразия прикладного искусства, на нынешней выставке выделены некоторые характерные черты современного прикладного искусства Японии и представлены произведения, отражающие эти характерные черты. Для классификации прикладного искусства применяют несколько способов: это классификация по используемому материалу (к примеру, керамика, окрашенные ткани, лакированные изделия), классификация по историческому периоду, классификация по группам художников. В данном случае, для того, чтобы сделать современное прикладное искусство как можно более доступным для понимания, были выделены объединяющие произведения характерные черты и проведена классификация в соответствии с этими характерными чертами.»

 

Масами СИРАИСИ
Куратор выставки/ Директор Музея искусства префектуры Яманаси