Лоскутного шитья связующая нить

17 марта — 24 апреля
Открытие 17 марта в 15:00 

Это третья по счету экспозиция, проходящая в картинной галерее в рамках одного проекта, посвященного искусству лоскутного шитья. На этот раз вниманию посетителей будет представлено творчество московского клуба-мастерской «Красный сарафан»: плоскостные лоскутные работы, костюмы, аксессуары, куклы, изделия с традиционной набойкой, арт-объекты.

Клуб-мастерская «Красный сарафан», возникший в Москве  в 2000 году, занимается созданием костюмов, предметов быта, интерьеров на основе традиций народного творчества,  а также лоскутным шитьём. В клубе более 30 мастериц разного возраста и профессий, объединенных любовью к лоскутному шитью и традиционной русской культуре.

Лоскутное шитье появилось в России только в конце 19-го века после распространения в крестьянской и городской среде фабричных  тканей с набивным рисунком. Традиционный крой из домотканины складывался веками. После раскроя не оставалось ни одного лишнего кусочка. Ширина домотканины в среднем от 35 до 42 см, а фабричные ткани были шириной примерно 60 см. При раскрое оставались невостребованные кусочки. Хозяйки все были очень бережливые — вот кусочкам и постарались найти применение. В ход шли как старые, бывшие в употреблении кусочки, так и новые остатки от кроя. В основе модуля  лоскутного одеяла (а их насчитывалось несколько десятков) лежит принцип  веретена. Из, казалось бы, хаотично подобранных старых лоскутков, путём нашивания их по солнцу, вокруг центрального квадрата (часто красного цвета), создавалось трёхмерное пространство. Когда все частички соединялись в единое целое, одеяло светилось, как красочный калейдоскоп.

Лоскут органично вписался в народный костюм, сочетаясь с вышивкой и ткачеством. Именно одежда или сам факт одетости, украшенности являлся в традиционном сознании знаком принадлежности к миру людей. По костюму можно было многое сказать о человеке. Изучение традиционной русской одежды, её кроя и особенностей технологии пошива является основой для создания современной одежды в русском стиле. Это одно из важнейших направлений в творчестве мастериц  клуба-мастерской  «Красный сарафан».

Визитной карточкой клуба стали лоскутные дорожки или половички, которые были неотъемлемой частью крестьянской избы. Половики, как и лоскутные одеяла, входили в девичье приданое. Деревенская невеста заполняла новое для неё пространство «мужнина» дома тканой утварью, приготовленной своими руками. Особенностью покрывания пола тканью у русских соотносилось с  идеей дороги, что закрепилось в названии «дорожки». Половички соединяются в длинные «дорожки», по которым  вот уже каждый сентябрь съезжаются в Москву в Кунцевский район на фестиваль традиционной культуры «Бабье лето»  мастера со всей России: гончары, резчики по дереву, ткачи, лоскутницы, мастера по бересте и другие представители многочисленных народных ремёсел. В дни фестиваля особенно ощущается, что традиционная культура – явление нашего времени. Она живёт в нас, одухотворяет и даёт силы для её дальнейшего развития, открывает «дорожку» в мир гармонии.