ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА РОССИИ

 

«А у нас в Рязани» (фрагмент). Клуб «Волшебный лоскуток».

27 марта —  26 апреля
Открытие 27 марта в 15:00

Государственный Российский Дом народного творчества и Клуб-мастерская «Красный сарафан» представляют оригинальные работы в технике «лоскутное шитье», выполненные мастерами из разных регионов России, принимавших участие во Всероссийском фестивале «Лоскутная мозаика России». Фестиваль традиционно проводится с 1997 года один раз в два года в Иванове и Москве. Его основа выставка-конкурс «Искусство современного шитья». Это творческое соревнование произведений, созданных на свободную тему между современными мастерами текстиля, среди которых профессиональные художники и любители из городов и поселков России.

В выставке принимают участие более 50 мастеров со всей России. Все работы – панно и костюмы выполнены в разнообразных техниках лоскутного шитья: аппликация, стёжка, шитьё «мозаика», текстильный коллаж. В последние годы лоскутное рукоделие в России стало декоративно-прикладным искусством. Хотя Ивановский и Московские фестивали считаются главными, выставки-конкурсы лоскутного шитья проходят и в других городах — в Самаре, Новосибирске, Владимире, Ярославле, Сочи. Появились местные стилевые направления и школы в Архангельске, Санкт-Петербурге, Липецке, самостоятельные производственные мастерские в Угличе, Костроме, Новгороде. Стоить отметить, что именно лоскутное одеяло стало основой для декоративного стиля оформления предстоящих Олимпийских игр в Сочи 2014 года. Это символ огромных просторов нашей страны, её многонационального единства.

В Европе техника «лоскутного шитья» носит название «пэчворк» и представляет собой лоскутки, соединенные встык. В Америке она называется «квилт» — стеганое одеяло. Раньше лоскутное шитье носило почти ритуальный характер, охранную функцию, соединенную с декоративностью. Старые ткани передавали свое тепло  изделиям из них. Из новых же лоскутков делались свадебные одеяла. Сегодня современное декоративное искусство ищет новое звучание, техника лоскутного шитья бурно развивается во всем мире, но ей не учат специально, как и в старые времена, она передается из рук в руки. Современные художники используют не только ткани, но и нетканые материалы, новые волокна, роспись, печать.

Само по себе лоскутное шитье в России стало известно довольно поздно — только в конце XIX века, когда в городской и крестьянской среде получили распространение фабричные ткани с набивными рисунками. Раньше женщины пользовались домоткаными материалами. Традиционный домотканый крой складывался веками как безотходный. В это трудно поверить, но это так. После того, как происходил раскрой вещи, не оставалось ни одного лишнего кусочка. К крестьянской бережливости добавлялась женская смекалка. Ширина домотканины — от 35 до 42-х см. Ширина фабричной ткани той поры — 60 см. Но при раскрое фабричной ткани оставались кусочки. Они-то и были пущены в ход. Так, из бережливости, был создан модуль лоскутного одеяла. Это только кажется, что лоскуты подбирались хаотично, просто сшивались из остатков. В основе лоскутного подбора лежал принцип веретена: лоскутки нашивали по солнцу, в центре помещая центральный квадрат часто красного цвета, а вокруг него, шли круги лоскутов, которые соединялись в нечто целое, создавая красочный калейдоскоп рисунка. 

Работы на выставку любезно предоставлены Государственным Российским Домом народного творчества и Народным коллективом Фольклорного центра ТКС «Кунцево» клубом-мастерской  «Красный сарафан»:

Государственный Российский Дом народного творчества (директор: Эльвира Кунина) является единственным с своем роде методическим центром в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов РФ. Созданный в 1915 году, он впоследствии в середине 30-х г.г. прошлого века стал головной организацией в системе домов (центров) народного творчества, которые до сегодняшнего дня успешно функционируют практически во всех субъектах РФ. Эта уникальная, не имеющая мировых аналогов система, сохранилась, несмотря на все социально-экономические преобразования и исторические изменения. Сегодня ГРДНТ располагает коллекциями произведений народных мастеров (вышивка, лоскутное шитье, вязание, кружевоплетение, резьба по дереву, художественная обработка кости, береста, металл, растительные материалы, керамика, кукла и др.), а также работами самобытных живописцев и скульпторов. География авторов, представленных в собрании, очень обширна: от Дальнего Востока до западных рубежей России.

Народный коллектив Фольклорного центра ТКС «Кунцево» Клуб-мастерская  «Красный сарафан» (руководитель: Елена Воронова)  организован в 2000 году.  Клуб — это добровольное объединение, в настоящее время он  состоит из 25-30 члены клуба – мастера, художники-любители и профессионалы  создают авторский костюм и его аксессуары,  предметы быта и интерьера, а также, кукол на основе традиций народного творчества. В 2007 году клубу «Красный сарафан» присвоено звание Народный коллектив. Клуб »Красный сарафан» является дипломантом очень многих выставок и фестивалей,   в том числе,  международных. За годы работы клуба осуществлены интересные проекты, такие как, «Русская прялка», «Барыня», «Души грея»,«Шушпан»,  «Подпояшемся», «Русский квадрат», «Ватянки», «Многоклеточные», серия панно по мотивам художников Кандинского, Малевича, «Автограф»   «Джинсовый разгуляй»  и другие коллективные и авторские панно.

Стоит сказать, что выбор названия клуба — «Красный сарафан» — совсем не случаен, т. к. сарафан был излюбленной женской одеждой, а красный — значит не столько цвет, сколько «красивый». Одевая сарафан, женщина своим образом-обликом в сущности походила на колокол: женская голова выглядела как «крепежное ухо» колокола, а дальше от головы шел остов и поля. Сам сарафан был колоколообразным: и поля сарафана были весьма широки, чтобы как можно больше детей могли держаться за сарафан матери…

Мастерицы клуба делают лоскутные сарафаны, фантастически изобретательные головные уборы (хотя и на основе традиционных), шьют сумки из лоскутов, делают лоскутные игрушки. Любимым остается ситец, позволяющий лучше всего проявить фантазию и делающий костюм нарядным и веселым.