Платочной радуги узор

11 декабря — 24 января
Открытие 11 декабря в 15:00 

В 2015 году исполняется 220 лет Павловопосадской платочной мануфактуре. Весь год в России проходят выставки и мероприятия, посвященные этой дате. Наша галерея также решила отметить этот праздник масштабной ретроспективной выставкой, на которой будут представлены работы ушедших от нас знаменитых мастеров прошлого века, таких как Реутова Е.П., Слащева Н.И., Зиновьева К.С., платки современных авторов Фадеевой В.Б., Зубрицкого В.И., Жуковой  Е.В.,  а также костюмы из павловопосадских платков от Вячеслава Зайцева и Мастерской русского народного костюма, под руководством Галкиной М.В.

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад. Ежегодно «Павловопосадская платочная мануфактура» выпускает около 800 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов, скатертей из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка.

Впервые о Павловопосадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упомянуто в 1795 году. Она была основана зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов», производящий набивные шали и платки.

Изначально искусные мастера расписывали платки вручную, что требовало особого мастерства. Затем производство было автоматизировано. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно — и двухсторонними. Предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально дамам из более высоких купеческих сословий.

В то время было несколько известных фабрик: в Калужской губернии фабрика Александровых и в Московской губернии Павловопосадская мануфактура Лабзина и Грязнова, в дальнейшем получившая наибольшую известность из всех российских платочных производств. У каждой мануфактуры была  своя визитная карточка: узор, по которому сразу видно, какая фабрика выпустила платок. Например, павловопосадские платки знамениты густым цветочным рисунком: по краям платка — это пышные цветы (как правило, полевые, садовые, которыми богата земля русская), в центре чаще всего располагаются небольшие гирлянды. Также в павловопосадских платках используются восточные орнаменты (огурец или пейсли — декоративный орнамент каплевидной формы), которые пришли в Россию из Азии. В любом случае, это всегда разнообразие узоров, фактуры ткани и несомненное качество.

Павловопосадские платки и шали стали практически неотъемлемой частью современного гардероба. Причиной тому является отход от какого-либо идеологического влияния на характер продукции и, наоборот, следование современным тенденциям в моде и текстильном дизайне. Это прослеживается постепенно уже на протяжении 15-20 лет. Узор постоянно менялся и преобразовывался, появлялись новые краски, дизайнерские приёмы, всё больше и больше становилось новых элементов. Но, не смотря на всё это, сохраняется традиционность и самобытность павловопосадского платка.

 
В узоре всегда преобладали пышные цветочные гирлянды и букеты, в разных количествах, сочетаниях и композициях. На многих предприятиях в последнее десятилетие идет работа над восстановлением старых павловопосадских платков и шалей.

Не смотря на механизацию изготовления павловопосадских платков, и по сей день, художники стараются сохранить это искусство в неизменном виде, добавляя туда лишь детали. Таким образом, не смотря на быструю смену модных течений, павловопосадский платок сохраняет свой характерный облик. Эти цветочные мотивы, причудливые узоры и орнаменты всегда будут отражать особенности характера русского народа, а незабываемые композиции – весь колорит русской души.

 

Усилиями отечественных дизайнеров народные традиции не утеряны, а продолжают жить в обновленном варианте. Благодаря им развивается стиль «а-ля  рюс», известный во всем мире и часто используемый иностранными кутюрье, многие из которых создают свои коллекции, вдохновляясь красотой и неповторимым цветовым колоритом русских традиционных орнаментов и рисунков.

Основателем и продолжателем популяризации этого стиля в мире является мэтр российской моды — Вячеслав Зайцев. Его наряды, сшитые из павловопосадских платков, покоряют всех, а очередь за его творениями расписана на годы вперед. Простота и изящество, озорство и женственность узоров, комфорт и элегантность — все это объединяющие черты костюмов от Вячеслава Зайцева.

Благодаря вниманию именитого модельера к павловопосадским платкам, многие дизайнеры продолжают развивать эту тему в создании оригинальных костюмов, так как это делает Творческая мастерская » Русского народного костюма», которая была открыта в 1994 году на базе уникального факультета Изобразительных искусств и народных ремесел под руководством Марины Владимировны Галкиной — ученицы Вячеслава Зайцева. Сегодня мастерская — это богатейшая коллекция роскошных древнерусских княжеских и обрядовых крестьянских костюмов, современных творческих интерпретаций костюмов из павловопосадских платков и др. Каждая коллекция представляет собой ансамбли костюмов, состоящие  из головного убора, расшитого жемчугом, бисером, драгоценными камнями, стразами, золотым шитьем, и все это играет не только роль декора, а является непосредственным проводником в историю и культуру Древнерусского костюма. В рамках мастерской родился молодежный театр русского костюма » Княжна», который является одним из ведущих коллективов Московской области, занимающих важную гражданскую позицию по социально — значимому направлению — возрождение и развитие русских традиций . Опытный педагог, ученый с глубокими знаниями предмета, доктор педагогических наук, профессор и заведующий кафедрой народных художественных ремесел – Марина Галкина — человек, влюбленный в свое дело. Созданная ею мастерская — живой организм, объединение людей, творящих вместе красоту русского костюма. Особую ценность приобретает стремление студентов в духе русского национального самосознания использовать традиции для изготовления авторских современных моделей, в которых возможно жить, радовать глаз окружающих и ощущать комфортность и функциональность выполненных своими руками авторских костюмов.