ЦВЕТЕНИЕ

Юбилейная выставка династии Гончаровых
11 августа — 10 сентября
Приглашаем вас посетить выставку работ Заслуженного художника РСФСР Гончаровой Нины Николаевны (1927-2013) и Заслуженного художника РФ Гончаровой Ларисы Юрьевны. История этой династии навсегда запечатлена в летописях Жостовского промысла!

Официально рождением Жостовской росписи принято считать 1825 год, год открытия мастерской О.Ф. Вишнякова (по другим источникам это произошло раньше – в 1807 году). Год рождения этого искусства – чисто условная дата, так как возникновение этого производства – процесс длительный и непрерывный, в котором участвуют десятки людей, проживающих в деревнях Осташково, Жостово, Новоялецево, Троицкое и других.

Но исторически так сложилось, что основательно этот промысел прижился в деревне Жостово, где существует и поныне.  Отсюда закрепилось и название – «Жостовский поднос». Параллельно с мастерской О.Ф. Вишнякова в 1830 году в деревне Жостово возникли мастерские Тимофея Максимовича Беляева, Егора Федоровича Беляева и Василия Леонтьевича Леонтьева.
     Мастерская Беляевых находилась непосредственно в доме, где жила семья, количество работников составляло 10-15 человек. Подносы из мастерской  участвовали в различных выставках и пользовались большим спросом, иначе в условиях рынка это производство не выжило бы. После революции 1917 года производство подносов было нарушено: мастерские закрывались, дом Беляевых был отобран, а семья, была репрессирована и  выслана в пустынные степи Казахстана на строительство металлургического комбината. В 20-30 годы производство Жостовских подносов переживало трудные годы, вплоть до момента, когда наряду с образованием колхозов была создана артель «Металлоподнос» (1930г.) и школа бригадного ученичества. В 1942 году в артель на учебу к великому мастеру Гогину Андрею Павловичу пришла пятнадцатилетняя Беляева Нина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева. С этого момента начинается новый взлет мастерства династии Беляевых. Беляева (Гончарова) Нина Николаевна гармонично вписалась в коллектив художников и благодаря упорству, труду, вниманию со стороны педагогов и старших товарищей заняла достойное место среди художников-мастеров. Ее подносы хранятся во многих музеях страны. Она заслуженный художник РСФСР, лауреат государственной премии, имеет правительственные награды. Наиболее часто встречающиеся цветы в композициях Гончаровой Н.Н. – розы. «Это мои любимые цветы»,- говорила она. Смотришь на них и кажется, что это само совершенство. Восхищаешься неповторимой красотой, филигранной техникой росписи и временами кажется, что даже чувствуешь запах утренней свежести, исходящей от нежных лепестков роз.»
На смену Гончаровой Н.Н. пришла ее дочь Гончарова Лариса Юрьевна – заслуженный художник РФ, член Союза Художников России, дипломант Российской Академии Художеств. Организатор  мастер-классов по жостовской росписи, которые пользуются большой известностью, как  у нас в стране, так и за рубежом. Опыт полученный от матери, плюс академическое образование позволили ей не копировать слепо уже существующие рисунки, и значительно усовершенствовать технику и композицию, присущую только ей. Глубина и насыщенность красок придает неземной колорит, кажется, что ее цветы излучают свет, тепло, радость и музыку…, как в весеннем лесу, наполненном многоголосым пением птиц.