«Традиции и современность в гончарном искусстве»
Время проведения: 27января — 26 февраля
Открытие: 27 дянваря в 15:00
Выставка посвящена творчеству Андрея Ярополова в области гончарного искусства, а также деятельности, созданной им в 2008 году, гончарной студии-школы «YarO», г. Королёв Московской области. В галерее представлены гончарные изделия Андрея Ярополова последних лет, выполненные с использованием традиционных методов обработки изделий (лощение, молочение, восстановительный обжиг, вощение), а также на основе современного авторского прочтения классических гончарных форм (кувшины, кухли, квасники, елейники). Все сосуды изготовлены в технике тонкостенной гончарной керамики, а также с соблюдением гармонических пропорций и чистоты линии профиля гончарных форм, основных искусствоведческих критериев отнесения гончарных изделий к области гончарного искусства. Также на выставке представлена керамика преподавателей инновационной гончарной школы Андрея Ярополова «Yaro» (Зайцевой Т.А., Сергеева А.С., Крутовой А.А., Розумбетовой А.Р.) и отдельные работы детей, занимающихся в студии.
Инженер электронной техники по первому образованию, успевший поучаствовать в советское время в аэрокосмическом проекте «Энергия-Буран», а после распада СССР проработавший более 10 лет в качестве генерального директора
НПО «Кристалл», компании производящей и экспортирующей в 30 стран мира полупроводниковые материалы и приборы, Андрей Ярополов пришёл в мир гончарного искусства и получил свою «вторую специальность» (магистр МГПХА им. Строганова) уже в зрелом возрасте.
Такой крутой поворот в жизни Андрея от техники к искусству не был случайным. Он родился в г. Кирове на берегу реки Вятки рядом со слободой Дымково, в которой исстари изготавливалась известная всему миру «Дымковская игрушка», и с раннего детства приобщился к работе с глиной. Толчок к возврату к любимому занятию, как ни странно, произошёл в 1996 году в Японии, где Андрей Ярополов находился в бизнес-командировке. Японские партнёры предложили в качестве «релакса» посетить большую гончарную студию. Из этой студии он вышел «другим человеком».
Вернувшись в Россию, Андрей своими руками изготовил гончарный круг и начал крутить первые гончарные сосуды. Одновременно он проходил обучение у российских гончарных мастеров. Наибольшее влияние на формирование взглядов и отношения Андрея Ярополова к гончарному искусству оказал известный мастер-гончар, Председатель союза гончаров России, Поверин А.И.
С этого момента, в какой бы стране Андрей не находился по основной работе, он активно знакомился с мировым керамическим гончарным искусством: посещал гончарные мастерские, музеи, выставки, устанавливал связи с известными зарубежными мастерами, а также организаторами керамических мероприятий.
Однако, лишь в 2008 году Андрей открывает свою, на тот момент крупнейшую в России, гончарную студию, и начинает профессионально заниматься гончарным искусством. Большой жизненный опыт и широкий кругозор, а также инженерное образование и любовь к математике, позволили Андрею Ярополову с самого начала сформировать свой, непохожий на других мастеров, стиль гончарных изделий. Ориентир был взят на лучшие произведения мирового гончарного искусства — одного из древнейших направлений в мировой керамике, относящегося в первую очередь к исключительному мастерству, знанию и опыту («искусу») гончара, выражающегося в создании тонкого и легкого керамического изделия совершенной формы. В случае гончарного искусства декорирование изделия подчеркивает легкость и гармонию формы, но не подменяет её первенство. В мировой истории появление первых изделий «гончарного искусства» искусствоведы относят к периоду 2100-1600 гг. до н.э. Применительно к истории Древней Греции, это критская керамика стиля «Камарес», а применительно к Древнему Китаю — это тонкостенные чернолощеные гончарные кубки Луньшаньской культуры.
Упорная кропотливая работа позволила Ярополову А. И. освоить технику создания гончарных изделий с толщиной стенки до 1-2 мм. При этом Андрей использовал традиционный для древнейшей народной керамики метод обработки поверхности изделий — ручное лощение, что значительно повышало как сложность, так и эстетическую красоту тонкостенных изделий. Дополнительной стилевой особенностью стало использование вместо глазурования (или в дополнение к нему) обжигов в восстановительной атмосфере или обжигов после окунания изделий в растительные масла.
Математически выверенные пропорции как традиционных, так и авторских гончарных изделий, также стали неотъемлемой чертой творчества Андрея. Тонкие и легкие, блестящие и имитирующие по цветовой гамме металл (черный) или дерево (темнокоричневый и серый), элегантные и гармоничные гончарные изделия Андрея Ярополова поражают не только простых зрителей, но и профессиональных керамистов своей уникальностью.
Большой опыт общения с зарубежными партнерами, а также неплохое владение английским дало возможность Андрею Ярополову одним из первых среди российских гончаров начать компанию по участию в крупнейших керамических выставках-фестивалях мира. Старт был взят в 2014 году с международного фестиваля Argilla Faenza в столице фаянса итальянском городе Фаенца, где Андрей также участвовал в чемпионате мира среди гончаров («L’Oro del Vasaio — Mondial Tornianti»).
С 2014 по 2019 годы Андрей принял участие во многих выставках-фестивалях керамики в Европе, в т.ч. в Firenze, Italy; Aubagne Clay International Fair, France; International Ceramic Fair in Argentona, Spain и многих других. Гончарные работы Андрея Ярополова были участниками многих престижных керамических конкурсов и биеннале, а также финалистами CICA-39 (2019) и CICA-40 (2020) — Concurs International Ceramica de L’Alcora (Spain) и The Bienal Internacional de Cerâmica Artística de Aveiro (2021) в Португалии. Изделия А.Ярополова были приобретены частными коллекционерами и представителями музеев Европы, Америки, Японии и других стран.
Отдельным достижением стало участие Андрея Ярополова со студией «YarO» (Сергеев Алексей, Свойкина Наталия) в 2017-2019 годах в China Jingdezhen International Ceramic Fair в мировой столице фарфора г. Цзиндэчжень (Китай), где студия стала единственным представителем от российских керамистов. Гончарные изделия Андрея Ярополова были тепло встречены китайскими ценителями керамики и фарфора, приобретены известными коллекционерами Шанхая и других городов, а также представителями Луньшаньского музея керамики (того самого!!!).
В России Андрей Ярополов также периодически участвует в керамических выставках-фестивалях, в т.ч. в Международном фестивале гончаров в г. Скопин, в фестивале Гжели, в выставке «4Сeramics», г.Москва, в общероссийской выставке и конкурсе гончаров «Ладья».
Инженерное образование и новаторский подход А.Ярополова отразились и на облике его гончарной студии-школы «YarO», которая в 2019 году была преобразована при поддержке Российского фонда содействия инновациям (www.fasie.ru) в гончарную студию «нового поколения» и оснащена инновационными авторскими запатентованными гончарными местами. На сегодняшний день — это самая современная студия-школа России, проводящая обучение, как взрослых, так и детей на профессиональном уровне с использованием авторских интерактивных программ и обучающих видео-роликов. В Студии преподают мастера-керамисты высокого уровня, работы которых также представлены на выставке.
Акцент в обучении гончарному ремеслу-искусству сделан на детях, которые приходят в студию с 5-7 лет на программу «Глиняная Азбука» (преподаватель Крутова А.А.) и постепенно переходят от лепки к работе на гончарных кругах по программе «Азы гончарного дела» (преподаватели Зайцева Т.А., Розумбетова А.Р., Крутова А.А., Ярополов А.И.) В студии-школе постоянно занимается большая (до 15 человек) детская гончарная группа возрастом от 9 до16 лет. Детские гончарные работы участвуют на различных керамических конкурсах (в т.ч. для «Артек», «Сириус», «Эрмитаж» и др.)
В занятиях со взрослыми студия специализируется на проведении профессиональных гончарных программ «Основы гончарного искусства» и «Азы тонкостенной гончарной керамики», а также на организации больших гончарных праздников-мероприятий по программе «Гончарный Арт Релакс». Одновременно за гончарными местами в студии могут работать/заниматься 11 человек.
Тел. +7 985 769 34 12