6 декабря 2018 — 3 февраля 2019
Искусство пейзажиста пропагандирует прекрасное, развивает искренность, высоконравственную чистоту человека! Именно в этом высоком и ответственном качестве предстает перед нами творчество народного художника России Юрия Васильевича Карапаева.
Родился он в 1936 году в Подмосковном Клину в семье учителя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Подмосковья, с нею были связаны его детство и юность, с ней накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь. Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Юрий Карапаев — пейзажист с самых первых самостоятельных шагов творчества. Профессиональное художественное образование он получил в 1954 году, закончив Федоскинское художественное училище. С 1954 года работал в Федоскинских мастерских и создал более ста творческих произведений. С 1957 года он постоянный участник всех значительных выставок, в том числе и зарубежных. Его произведения являются собственностью многих музеев страны. Неоднократно публиковались в печати и отличались различными премиями, дипломами и медалями выставок и конкурсов. В 1980 году – получил звание «Заслуженный художник России», а в 1995 – «Народный художник России». Среди наград Карапаева – золотая медаль Федерации профессиональных художников «Подмосковье» «За вклад в искусство», которой он был награжден в 2007 году. Его имя носит Выставочный зал Клинского музейного объединения – с 30 сентября 2010 года.
В творчестве Карапаева просматривается развитие лучших традиций русских мастеров пейзажной живописи – с первых работ до зрелых полотен. Его работам присуща преемственность, характерная как для художников, чье становление происходит на народных промыслах, так и для выдающихся пейзажистов, обогативших отечественную школу пленэрной живописи. Творчество Юрия Карапаева и разрабатывавших школу русского пейзажа его предшественников имеет общие черты: стремление к лиризму природных мотивов и приверженности правде живописуемого. Художник не стремился кому-то подражать или сделать свое творчество определенным этапом в развитии живописи, он, как истинные мастера лирического пейзажа, выражал важный идейный смысл посредством эмоционального переживания, применяя с этой целью разнообразные художественные средства и приемы.
Карапаев словно бы чувствовал внутреннюю музыку и поэзию природы, ее состояний и происходящих в ней процессов, и передавал эти волнующие ощущения зрителю. Художественный образ, передаваемый им, всегда верен действительности, а изобразительных средств на его создание художник не жалел. Лирический пейзаж, пройдя через душу художника, приобретает новый смысл и раскрывает перед зрителем уже непосредственно саму душу природы, и сам художник становится кем-то вроде зрителя, потому что не хочет нарушить естественное обаяние натуры, волшебство общения с ней.
На дворе — эпоха индустриального капитализма и экологических катастроф, и при этом созерцательность картин Карапаева, наивная и трогательная: лес, река, простые полевые цветы – раскрывает перед зрителем глубочайший, общечеловеческий смысл.