9 февраля — 12 марта
Промысел возник на территории современного Ковернинского района Нижегородской области и получил своё название от села Хохлома, откуда в дворовый обиход столицы поставлялась парадная посуда, отличающаяся самобытностью и поэтичностью растительного орнамента росписи, её празднично-торжественным колоритом, а также строгой простотой форм.
Основные краски, применяющиеся в узорах хохломской росписи, относятся к тёплой гамме спектра: красный, чёрный, золотой. По заключению медиков, сочетание этих цветов в колорите способствует снятию стресса и сравнимо с восприятием плавно текущей реки или мирно горящего огня.
На протяжении веков мастера хранят и передают из поколения в поколение искусство «деревенской» хохломы. Фёдор Бедин, Архип Серов, Семён Юзиков, Степан Веселов, братья Фёдор и Степан Красильниковы, Николай, Никандр и Анатолий Подоговы, Иван и Алексей Тюкаловы вошли в историю искусства хохломы как ее патриархи.
Род Красильниковых пользовался особым уважением. Еще в XVIII в. Михаил Евдокимович Красильников по заказу царского двора изготовил и окрасил под хохлому большой стол, за которым Государь принимал послов. В 1913 г. «За высочайшее искусство и предоставление государю-императору вещи» Фёдор Красильников получил золотые часы.
В деревне Бездели родились знаменитые мастера А.М. Серов и Ф.А. Бедин. Последний из них обогатил роспись новыми выразительными свойствами, участвовал в освоении новых для хохломской росписи материалов: стекла, керамики, клеёнки и т.д. А мастера С.С. Юзиков, П.Ф. Распопин, И.Е. Тюкалов, И.Д Смирнов и другие переехали в 1920 гг. в Семёнов в организованную там школу художественной обработки дерева, чтобы обучать технике и технологии хохломского промысла. Так в Семёнове появилась хохломская роспись.
Популярность промысла росла, и кустари одиночки в 1919 г. стали объединятся в красильно-ложкарные артели. Именно эта дата и считается датой рождения предприятия «Хохломский художник», которое долгие годы хранило и преумножало традиции производства изделий с хохломской росписью. ОАО «Хохломский художник» было предприятием потомственных мастеров, чьи имена вписаны во многие энциклопедии мира.
Так, внучка А.М. Серова – Ольга Павловна Лушина в 1962 г. становится главным художником фабрики «Хохломский художник». Её высокий профессионализм, энергия и организаторские способности позволили в 1969 г. создать на фабрике творческую группу. Именно здесь и раскрылся талант художниц, 13 из которых получили звание «заслуженный художник Российской Федерации», а трое – звание «народный художник».
На этой должности её сменил Николай Александрович Гущин (род. 1961), произведения которого составляют основу настоящей выставки, равно как и его коллеги – Надежды Александровны Лушиной (род. 1952), яркой и самобытной мастерицы правнучки прославленного хохломского мастера Архипа Михайловича Серова (1864-1941) и дочери О.П. Лушиной.
Расширить экспозицию помогают работы сестёр Н.А. Гущина – народного художника России Валентины Александровны Удаловой (р. 1947), Ираиды Александровны Мавричевой (р. 1952), Нины Александровны Кудряшовой (р. 1964), их тётки – заслуженного художника России, лауреата Государственной премии России Ольги Николаевны Веселовой (1931-2016), которая виртуозно владеет травным письмом с динамичной и разнообразной росписью. Продолжает линию семейной традиции дочь Н.А. Гущина – Мария (род. 1998 г.), чашка которой также представлена в настоящей экспозиции.
В свою очередь Н.А. Лушина кроме своих произведений представляет работы своей матери заслуженного художника России, лауреата Государственной премии России Ольги Павловны Лушиной (1928-2015). Ею же представлено в экспозицию замечательное произведение уникального хохломского мастера заслуженного художника России Степана Павловича Веселова (1903-1993). Второе небольшое его творение, показанное на выставке, – солонка – происходит из собрания МИАГ. Этот замечательный народный мастер посвятил своё творчество разработке старинных мотивов травного орнамента. Они в его творчестве получили яркую, темпераментную и сугубо индивидуальную интерпретацию.
В селе Сёмино и в окружающих его деревнях традиционно расписывают деревянную посуду уникальным травным орнаментом, в которой не может быть повторов, а только варианты, что придают каждому из этих произведений качество уникальности.
«Травка» — исконный здешний орнамент. Вольно бегущая по форме, она как будто привычна глазу и, на первый взгляд, ничем не поражает, однако заставляет внимательно всматриваться и следить за узором – будит фантазию.
Её законодателем стал как раз Степан Павлович Веселов – хранитель традиций народной хохломской росписи. Он любил изображать травинки, которые закручивались в бутоны с распускающимися листочками. Каждая его работа сопровождалась забавными надписями. Ольга Лушина – ученица Веселова – определила дальнейший стиль сёминской хохломы. Её орнамент не спутаешь ни с каким другим: это мелкая, несколько дробная, ювелирно прописанная травка со своим ритмом, напряжением завитка, который то открывается, то закрывается. Свой талант и навыки, традицию передала она, в свою очередь, дочери Надежде.
Учеником С.П. Веселова был и замечательный ковернинский мастер Николай Алексеевич Иванов (род. 1946), половник которого с великолепной по тонкости росписью из собрания МИАГ – украшение настоящей экспозиции.
Любимой ученицей О.П. Лушиной является Валентина Александровна Удалова. Она поклонница так называемого «фонового» письма, любит на чёрном или на красном рисовать весёлых золотых птиц, сочные ягоды вишни, словно пронизанные солнцем трепещущие на ветру листочки.
Подлинным виртуозом хохломской росписи стал Николай Гущин. Выросший в большой крестьянской семье, он, как и три его сестры, а также тётка – О.Н. Веселова, стал продолжателем хохломского искусства.
Он превыше всего ставит «травку», сочиняя традиционные хохломские узоры. Он в совершенстве владеет всеми видами росписи, не теряя своего «ковернинского» почерка, впечатляет декоративностью колористической палитры и динамической композицией, что появляются из-под кисти как бы сами собой. Даже при плотности орнамента не исчезает ощущение мелодичности орнаментальной вязи, легко и свободно объединяющей в единое целое цветы, листья и травы, где всё сочетаемо и естественно, как в самой природе.
Несмотря на своеобразие произведений каждого мастера, а на выставке представлены работы восьми художников, есть в них нечто общее – они совершенны. Ими можно долго любоваться, да и использовать в быту, если не жалко.
Город Семёнов же, не смотря на большое производство, не может повторить хохломской орнамент с той же свободой, простотой и выразительностью, которые присущи сёминским узорам. В Семёнове роспись графична, чаще всего это так называемая «кудрина» (идущая от книжных заставок), изысканно-вычурная на городской манер.
Сейчас сёминская фабрика прекратила своё существование, а местный хохломской промысел существует лишь в рамках цеха при племсовхозе им. Ленина да в творчестве отдельных выдающихся мастеров, вроде тех, которых объединила настоящая выставка.
Ощущение присутствия их в экспозиции дают два портрета основных экспонентов: Н.А. Гущина и Н.А. Лушиной, выполненные супругом последней Алексеем Семёновичем Балаболкиным (род. 1952 г.), членом Союза дизайнеров России, кандидатом философских наук, доцентом кафедры дизайн-проектирования и изобразительных искусств Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Тамара Атюшева,
директор Музея игрушек Александра Грекова