Юбилейная выставка детской художественной школы им. Е.А.Кольченко «НАМ 40 ЛЕТ»
28 ноября — 14 декабря
«Пачканье» карандашом любой подобающей случаю поверхности является для ребёнка источником увлечённости и радости. Он ещё едва-едва говорит, движения его неуверенны, руки слабы, но стоит попасться в его пальцы карандашу, и он начинает возить им по чему попало. При этом малыш становится собраннее, на лице появляется какая-то необычайная одухотворённость… Не только карандаш, но палочка и песок, уголь и стена, мел и тротуар, просто палец и запотелое или замёрзшее окно – вот материалы, которыми оперирует юный художник.
Е.А.Кольченко.
Детская художественная школа им. Е.А. Кольченко, старейшая в городе Мытищи, открылась в 1974 году.Первым директором школы был Алексахин Н.Н., художник, кандидат педагогических наук. Уже с первых дней открытия в школе начали работать очень увлеченные своим делом педагоги, способные увлечь ребят искусством и творческим процессом.
С 1983г. по 1997г. директором этой школы был Евгений Андреевич Кольченко (1933 – 1997 гг.), замечательный художник и педагог, под руководством которого происходило концептуальное становление школы, поиск оптимального пути художественного развития детей. С 1998 г. ДХШ носит его имя.
Е.А.Кольченко возглавил школу, имея за плечами прекрасное художественное образование (Художественное училище имени 1905 года, Московский полиграфический институт) и опыт работы в Севастопольской художественной школе. А ещё — детство, опаленное войной.
Может быть отсюда это бережное, трепетное отношение к миру детства, желание помочь каждому ребёнку поверить в себя, испытать радость творчества.
«Все дети талантливы» — утверждал Е.А. Кольченко. Педагог должен стремиться к тому, чтобы «расковать внутренне каждого ученика, дать ему возможность поверить в свои силы». Не обучать детей, как это принято в большинстве традиционных школ, а развивать творческий потенциал, работать над раскрытием неповторимой индивидуальности каждого ребенка. С первых шагов предлагать ему стать творцом, а не бездушным исполнителем. Этому способствуют творческие задания, обращенные к чувствам и мыслям ребёнка, к его внутреннему миру. Поиск выразительной формы для воплощения задуманного и составляет то главное, что объединяет творческие усилия ученика и учителя. Именно «композиция – сочинительство, является главным организующим началом в любом задании. «Этот предмет прямо апеллирует к мировоззрению, мировосприятию и, одновременно, является лакмусовой бумажкой для всех остальных предметов».
«Главное, как утверждал Е.А.Кольченко, – развитие у детей такого качества, как творческое восприятие окружающего мира. Главное творчество, опирающееся на мощный фундамент развитой наблюдательности, зрительной и ассоциативной памяти, фантазии, воображения».
Эти принципы, заложенные в основу обучения, в школе сохраняются и по сей день. В правильности выбранного пути не приходится сомневаться. Подтверждение этому – многочисленные награды участникам различных выставок, конкурсов, фестивалей детского творчества международного, российского, регионального, областного и районного статуса.
С 1997г. по 2011г. школой руководил замечательный художник и скульптор Волошин Андрей Васильевич, которому досталась нелегкая ноша сохранить весь тот уникальный опыт преподавания, который был при Е.А.Кольченко , и пойти дальше. Школа не должна стоять на месте в своем развитии. Время идет, появляются новые виды искусства, новые технологии. Но главное остается — это дети. Они наше будущее, и что мы в них заложим с детства, то мы и получим в будущем.
В настоящее время коллектив школы — это дружная команда единомышленников, профессионалов-художников и педагогов. Среди них члены Союза художников России, заслуженные художники Ассоциации «Искусство народов мира», члены Ассоциации художников г. Мытищи, педагоги – победители профессионального конкурса «Учитель года».
Они очень бережно сохраняют все то наследие, которое им досталось в виде фондов детских работ и педагогических наработок Е.А.Кольченко, стараются развивать в учениках творческое начало, помогают им самовыразиться, а еще, что, на мой взгляд, важнее, воспитывают в детях чувство неравнодушия, совестливости, чуткости к другим людям, помогают сохранить в ребенке художника, видеть окружающую их красоту и не переставать этому удивляться.
У каждого из преподавателей художки, как её называют дети, Потёмкиной О.А., Деревянко И.В., Волошиной Л. Н., Волошиной М.А., Салюка И.А., Борисовой А.И., Любимовой М.В., Пермиловского В.А., Хомяковой А.Р., Девкиной Ю.А., Губаревой О.В., Аверьяновой Н.В. есть свои любимые темы, материалы, но всех объединяют общие задачи и принципы художественного обучения и универсальность педагогического опыта. Готовность понять и прийти на помощь в реализации самой фантастической идеи или решении сложного композиционного замысла юного художника.
В школе сложились замечательные традиции. Здесь не только трудятся, но и вместе отдыхают, устраивают веселые праздники – Новогодний карнавал, Масленицу, выпускной вечер с неизменной фотографией на память. Появилась новая традиция: помимо выходов на пленер, на улицы своего родного города, осуществляются поездки по Подмосковью (Коломенское, Сергиев-Посад, Абрамцево, Царицыно и др.), и в другие страны (Польша, Чехия , Австрия, Венгрия, Германия, Голландия). Эти поездки вдохновляют ребят и, приехав в школу, они с новым творческим запалом начинают рисовать.
Ежегодно в школе открываются персональные выставки профессиональных художников Мытищинского района, организуются удивительные встречи юных и зрелых художников, объединенных единым творческим восприятием окружающего мира. Открытие выставки – это всегда праздник. Это переживание восторга, чувства причастности к удивительному миру искусства. Это возможность получить новый заряд творчества на ярком примере жизни в искусстве.
Возобновлена традиция расписывать стены школы работами выпускников. Войдя в школу, вас встретят светлые коридоры, украшенные росписями, детские работы, потрясающие своей выразительностью, и дети – весёлые, озорные – обычные дети.
Растет число выпускников школы, продолжающих обучение в высших и средних специальных художественных заведениях. Это приятно. Но не в этом цель. Главное не в том, чтобы превратить каждого человека в художника, важно чтобы проснувшийся в каждом художник проявился в любой деятельности, чтобы каждый человек раскрылся как активная творческая личность.