Ежегодная выставка живописи и графики из фондов картинной галереи
29 июля — 6 августа
В этом году основную часть выставки из фондов картинной галереи составила коллекция живописных работ Карла Фридмана (1926-2001).
Четверть века прошло со времени наивысшего подъема «сурового стиля», но и сейчас он кажется нам живым и близким. Как не вспоминать о том многообещающем начале 60-х годов, когда художники, чье творчество довольно условно было определено этим термином, изменили многие координаты современного художественного творчества. Художники эти были чрезвычайно разные, это доказало время. Их объединяло общее стремление изменить взгляд на жизнь, наблюдаемую из окон городских квартир. Был среди них и Карл Фридман — выпускник Московского государственного художественного института им. В.Сурикова. Он тоже был захвачен общим стремлением увидеть жизнь иную и настоящую.
Полярные области течения человеческой жизни привлекают пристальное внимание Фридмана. Надо только заметить, что если в отношениях с неживой природой он всегда предельно серьезен, то в изображении людей в его произведениях нередки элементы юмора и гротеска. Это не воспринимается как искажение реальности; напротив, заострение создаваемых им образов делает их еще более типически убедительными. Работы Фридмана объединены единым намерением автора, аналитически и правдиво, что называется, «в упор» изобразить суть человеческих характеров, как будто бы спрятавшихся в толпе себе подобных. Но взгляд художника на человека неизменно мудр и добр.
Пейзаж у Фридмана—это проявление чувств художника, переживающего ту или иную картину природы. Вторя человеческим чувствам, природа у Фридмана никогда не застывает на одной ноте, будь то безотчетный восторг перед сущим или философски умудренный взгляд на действительность. Врожденное любомудрие Фридмана носит на себе печать естественности и большого такта. В живописи Карла Фридмана сочетаются мечта и банальность, прекрасное и обыденно-приземленное, вечное и мгновенное. Неброская поэзия его искусства проста и возвышенна в своей простоте, и этими качествами она объемлет человеческую жизнь.
Природа в картинах Фридмана меняется вместе с ходом окружающей нас жизни. Она одухотворена, она радуется и страдает, находится в состоянии рассеянной задумчивости, занимается серьезным трудом, совершая перемену времен года. Природа, кажется, научила Фридмана размышлять о смысле человеческой жизни. И в жизни человека бывает рассвет и утро, напряженный трудовой день и наступает, наконец, вечер и ночь, и забвение.
Также на выставке представлены работы: Николая Корнилова, Александра Аверина, Андрея Полюшенко, Андрея Овчукова-Суворова и др.