В большом зале мытищинской картинной галереи открылась персональная выставка Андрея Симакова «Славянский эпос».
ЕСЛИ вы искренне любите изобразительное искусство, но при этом устали от спонтанных озарений авангарда, — вам сюда! На персональной выставке — Андрея Симакова — «Славянский эпос» вас ждёт встреча с качественной многофигурной композицией, в основе которой лежит тщательно продуманная внутренняя драматургия. Каждая работа — словно стоп-кадр из фильма или спектакля, внимательный зритель видит не только то, что происходит в данный момент времени, но и то, что было — «до» и будет «после». На вопрос, не собирается ли автор попробовать себя в качестве художника-постановщика, Андрей Симаков ответил, что в принципе он был бы не против, но… только если предложение поступит от режиссёра уровня Алексея Германа!
Серьёзная заявка! Андрей вообще человек очень серьёзный, во всяком случае, когда речь идёт о любимой профессии, которой он занимается уже 20 лет. Но ведь художник совсем молод, скажете вы, и будете правы. В пятнадцатилетнем возрасте Андрей поступил в Богородское художественное училище, где получил, специальность мастера резьбы по дереву. Мне представляется, что этот опыт нашёл отражение в творческой манере Симакова-живописца. Многие работы «Славянского эпоса» вполне можно представить себе в качестве барельефа: живопись с четким, добротно простроенным, рисунком свободно «конвертируется» в гравюру и наоборот. Как у старых мастеров.
С Мытищами художника связывают годы учёбы на факультете ИЗО Московского государственного областного университета. Рамки университетского курса студенту Симакову показались тесноватыми, параллельно он учился в частной художественной мастерской А.В. Величко. А три года спустя после окончания вуза снова сел за учебный мольберт, став вольнослушателем Санкт-Петербургской академии художеств имени И.Е. Репина. Теперь сам преподаёт живопись, рисунок и композицию в Абрамцевском художественном училище.
Знакомство с фактами биографии заставляет вообразить себе фаната ремесла, неулыбчивого трудоголика, суховатого педанта. Но стереотипы рассыпаются в прах после знакомства с работами Андрея Симакова: при всей «железной» чёткости композиции в них есть почти детская незащищённость и тонкий юмор. Стремление переосмыслить древние традиции Руси, как исторические, так и художественные, роднит художника с мастерами Серебряного века. Очевидно, каждый новый век начинается с обращения к родовой памяти, к славянским корням. Будучи не только живописцем, но и философом, Симаков формулирует задачу как «создание собственного мифа». Это избавляет всё созданное им от кислого привкуса квасного патриотизма. Андрей сказал, что буквально накануне открытия выставки наставил своим ученикам трояков по композиции. А потом задумался о том, что поставят ему мытищинские зрители. Лично я считаю, что выставка тянет» на оценку «отлично»!
Анна ГОРБАЧЁВА
«Родник» №177, 29 декабря 2012 года