24 июня – 3 октября.
Выставка к 110-летию со Дня рождения Андрея Полюшенко
Для посещения выставка доступна только в составе экскурсии!
Запись по телефону 8 (498) 720 54 40
Творчество народного художника РСФСР Андрея Полюшенко относится к периоду советской живописи 50-х-80-х годов. Его творческая судьба сложилась не только благодаря классической русской школе живописи, но и под влиянием популярного «сурового стиля», который отличала всегда обостренная гражданская и творческая позиция художника. Полюшенко, в своих работах, всегда старался художественно воссоздать действительность без обычной в 40–50-е годы парадности, сглаживания всех трудностей, без поверхностной фиксации малозначительных сюжетов, а также без иллюстративности, «литературщины», ставших почти нормой, – то есть без всего того, что лишает произведение глубины и выразительности. Художник использовал лаконичные средства выражения и многое заимствовал от монументального искусства. Это сказалось и в сюжетах произведений, в которых опущено все случайное, мимолетное, и в напряженной эмоциональности колорита, и даже в большом, как правило, размере холста. В пейзажном жанре, который изобилует в творчестве Полюшенко, отразился процесс осознания национальных корней, интерес к истории. Его произведения всегда отличал неизменный профессионализм и традиционная для русского искусства поэтизация натуры.
Андрей Петрович Полюшенко (1911-1985) родился в 1911 году в деревне Коренной Богучарской Волости Воронежской губернии в крестьянской семье. Детство его пришлось на трудные годы. Шла гражданская война. Но, именно, тогда в маленьком мальчике был замечен талант художника. Бежав от голода на Кубань, семья Полюшенко осела на станции Тихорецкая, и Андрей, наблюдавший за невероятным для него оформлением агитпоездов, брал кисточку и рисовал часами. После войны Полюшенко учится в нижегородской художественной школе С.П. Соколова – ученика И.И.Шишкина и М.К.Клодта. «Если хочешь быть настоящим художником, то вставай до восхода солнца! Живопись — не развлечение, а тяжелый труд. Без напряженного труда, без восторга нельзя работать пейзажисту» — эти слова Соколова стали девизом молодого живописца. Под руководством опытного учителя Полюшенко работает на пленэре. Осень, зима, весна, лето – времена года и состояния природы трудно поддаются кисти, их надо пережить в душе: «расцвести, вызреть и облететь» самому, прежде чем передать все это на холсте. Не только увидеть, но услышать музыку переменчивой природы, «передать мелодию пейзажа». В 1935 году Полюшенко участвует в областной художественной выставке в Нижнем Новгороде, а затем ежегодно представляет свои работы в областных, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставках в Москве. Художники периферии – так называли тогда их, молодых деятелей искусства, живущих в самых разных уголках СССР. Они объединяются в организацию под названием «Всекохудожник» и проводят в Москве ежегодные выставки своих работ, собирающие тысячи зрителей. Во время войны Полюшенко возглавляет художественную мастерскую агитплаката. В этот период появляется много картин, посвященных военной тематике. В 1949 году Полюшенко с семьей переезжает в Мытищи, в небольшой деревянный дом недалеко от Владимирской церкви. В дальнейшем, с 1976 года по 1985 г., Полюшенко с семьей живет в доме №15 по улице Веры Волошиной в Перловке. Он постоянно участвует в различных выставках как персональных, так и тематических. Каждый год выставляет много новых произведений, так как работает, не жалея сил, с утра до вечера. Полюшенко был избран в члены президиума правления Московского областного Союза художников РСФСР. За творческие успехи и общественную деятельность в 1965 году ему присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1981 году – народного художника РСФСР. Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Мытищинской картинной галерее, в Мытищинском историко-художественном музее, в Государственном биологическом музее им. К. А. Тимирязева, в Свердловской областной картинной галерее и в частных коллекциях в России и за рубежом.